Реформа ЖКХ

Октябрь 25, 2013 Памятка потребителю

Коммунальными услугами пользуется каждый из нас повседневно: подача воды, газа, электроэнергии, отопления –  все это делает нашу жизнь более удобной и комфортной.

Коммунальные услуги — деятельность исполнителя коммунальных услуг по подаче потребителям холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения и отопления, обеспечивающая благоприятные и безопасные условия использования жилых и нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

Предоставление коммунальных услуг регулируется Жилищным кодексом РФ, «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации 06.05.2011 г. № 354, «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации 23.05.2006 г. № 307 (в части порядка расчета и внесения платы за коммунальные услуги) и другими нормативно-правовыми актами.

Потребитель –  лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

Исполнитель – юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

С 1 сентября 2012 года вступили в силу «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2012 г. № 354.

Основные нововведения, установлены в Постановлении Правительства РФ № 354:

— отмена ежегодной корректировки размера платы за отопление (отмена «13-той квитанции»);

— разделение каждой коммунальной услуги на две: одна предоставляемая внутри квартиры, вторая — общедомовые нужды (ОДН); сумма ОДН может быть как положительной, так и отрицательной;

— объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме;

— новые требования к оформлению и содержанию квитанций по квартплате. В платежном документе, выставляемом потребителю коммунальных услуг в многоквартирном доме, плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды и плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, подлежат указанию отдельными строками, за исключением коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, произведенных исполнителем при отсутствии централизованных теплоснабжения и горячего водоснабжения;

— обязанность исполнителя услуг предоставлять рассрочку на оплату услуг в определенных случаях.

Еще одним нововведением Правил является то, что если потребитель не предоставил исполнителю показания индивидуального счетчика, то плата за коммунальную услугу определяется как среднемесячный объем потребления коммунального ресурса потребителем.

Если индивидуальный счетчик был установлен более года назад, то среднемесячный объем потребления коммунального ресурса определяется как общий объем потребляемого ресурса за последние 12 месяцев разделенный на 12.

Пример: инд. счетчик эл. энергии был установлен 1 января 2011 г. За февраль 2012 г. показание эл. счетчика не было передано. За предыдущий год потреблено 1200 кВт/ч. Объем потребляемой эл. энергии за февраль 2012 г. определяется следующим образом:

1200 кВт/ч  :  12 месяцев = 100 к/Вт/ч.

Если с момента установки счетчика прошло менее года, то общий объем потребляемого ресурса делится на количество месяцев его фактической работы.

Пример: инд. счетчик холодной воды был установлен 1 января 2012 г. За сентябрь 2012 г. показания счетчика не передавались. С 1 января по 1 сентября 2012 г. потреблено 40 куб. м. холодной воды. Объем потребленной воды в сентябре 2012 г. определяется следующим образом: 40 куб.м. разделенные на 8 месяцев = 5 куб.м.

Однако, если потребитель не предоставляет показания счетчиков более 3-х месяцев подряд, то плата за коммунальную услугу рассчитывается исходя из нормативов потребления.

Новые Правила закрепляют за потребителями коммунальных услуг новую обязанность – информировать своего исполнителя – управляющую компанию, ТСЖ либо кооператив – об изменении числа граждан, проживающих (в их числе временно) в своих квартирах. Делать это необходимо не позже 5 рабочих дней, считая со дня, когда произошли изменения в количестве жильцов. Однако если в квартире установлены приборы учета, об изменениях можно не сообщать, поскольку счетчики и так зафиксируют факт увеличения потребления.

Если счетчики на воду или электроэнергию отсутствуют, а количество проживающих увеличилось, собственник жилья или постоянно проживающий в квартире обязан написать заявление, в котором указывается фамилия, имя и отчество, адрес места жительства, количество временно проживающих потребителей и даты начала и окончания их проживания.

Временно проживающим считается потребитель, если он проживает в жилом помещении более 5 дней подряд.

Следует отметить, что с 1 сентября 2012 года предусмотрено ужесточение мер ответственности в отношении недобросовестных плательщиков. Теперь ограничивать предоставление услуг или отключать их будут при наличии трехмесячной, а не полугодовой задолженности, как это было раньше.

Неполная оплата потребителем коммунальных платежей, дает право исполнителю приостанавливать либо ограничивать предоставление коммунальных услуг.

Под неполной оплатой понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 3 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.

Исполнитель имеет право ограничить или приостановить предоставление коммунальной услуги через месяц после письменного уведомления потребителя. Такое уведомление вручается потребителю под расписку либо направляется почтовым заказным письмом.

В случае если долг не погашается, то исполнителем (при наличии технических возможностей) вводятся ограничения в предоставлении коммунальной услуги. При этом потребитель уведомляется письменным извещением под расписку (за 3 суток до ввода ограничений).

Если исполнитель не располагает возможностью ограничения в подаче коммунальной услуги, либо при непогашении потребителем задолженности, по истечении установленных 30 дней со дня ввода ее ограничения — исполнитель вправе приостановить предоставление данной коммунальной услуги. Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня полного погашения задолженности или заключения соглашения о порядке погашения задолженности, если исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента.

Еще одним нововведением Правил является то, что плата за отопление будет взиматься только в отопительный период. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или выше 8 градусов Цельсия.

Как и прежде сохраняется принцип перерасчета в связи с временным отсутствием потребителя. Однако новыми Правилами специально оговаривается, что размеры оплаты услуг на общедомовые нужды не подвергаются перерасчету из-за временного отсутствия потребителей. Начиная с 1 сентября 2012 года заявление на перерасчет в связи с временным отсутствием можно подавать не только в течение месяца с даты прибытия, но и заранее.

Размер платы за коммунальные услуги перерасчитывается исполнителем в течение 5 рабочих дней со дня получения письменного заявления от потребителя, поданного им до начала периода временного отсутствия либо не позже 30 дней после его окончания.

Как и в прежних Правилах за потребителем закреплена обязанность подтвердить факт временного отсутствия документально. Этого не требуется лишь в случае, если на период временного отсутствия потребителя исполнителем было произведено отключение и опломбирование внутриквартирного оборудования, и после возвращения потребителя исполнитель убедился  в сохранности установленных пломб.

В случае обращения потребителя за перерасчетом заранее, исполнитель обязан пересчитать плату за указанный заявлением период временного отсутствия, но не более чем за 6 месяцев. Когда временное отсутствие затягивается, нужно подавать новое заявление об его продлении, но опять же, не более чем за 6 месяцев, последующих за периодом, в котором исполнителем перерасчитан размер платы за коммунальные услуги.

 

 

По вопросам получения консультаций в области защиты прав потребителей, помощи в составлении ПРЕТЕНЗИЙ и ИСКОВЫХ ЗАЯВЛЕНИЙ обращайтесь в КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

г. Мытищи, ул. Семашко, д. 2, каб. 98

тел. 8-498-684-49-61

e-mail: kc@cgemo.ru

http://cgemo.ru/about.html